Обучение детей с помощью игры: достоинства и недостатки геймификации
13.09.2022
программирование
профессии
создание сайтов
геймификация
обучение детей
обучение IT через игры
Геймификация и образовательные процессы
Использование геймификации можно практически в любом обучающем процессе. Эта методика применяется во время уроков, на дополнительных учебных курсах и даже в корпоративном обучении. Здесь нет каких-либо ограничительных рамок. Игру можно внедрить от обычного урока по математике в школе до учебной программы в ВУЗе по обучению менеджерских навыков. Таким образом образовательный процесс способен превратиться из скучных занятий в целый игровой мир со своей легендой.
Учеба может проходить как с внедрением поощрительной системы с повышающимся рейтингом, так и применением других программ. Среди примеров можно выделить:
- Привить любовь к чтению книг при помощи обычного смартфона;
- Благодаря VR-технологиям получить более глубокие познания о мире, отправляясь в различные путешествия, не покидая урока и даже кабинета.
Геймдизайнеры хорошо в этом смысле поработали над разработкой концепта для таких развлечений. Такие занятия вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых. На данный момент это считается одним из самых универсальных методов, подходящих для любой возрастной категории.
Единственным отрицательным моментом в таком способе называют невозможность им заменить весь учебный курс. На игровые занятия нужно отводить только часть учебной программы, в особенности, если речь идет о школе. Ведь от большого количества игр способны уставать даже самые любопытные и активные школьники.
Особенности внедрения в разном возрасте
Обучение через игру для разного возраста учащихся имеет и отличия из-за постоянно возрастающих потребностей. Таким образом внедрение геймификации в учебный процесс и его программы несколько отличаются:
- Дети дошкольного возраста. Малыши привыкли узнавать окружающий их мир через игру. Отсутствие игрового процесса негативным образом скажется на их социализации и усвоении материала;
- Ребята младшей школы. Внедрение игры в «скучную» учебу, пробуждают заинтересованность и создают крепкую базу для дальнейшего успешного образования;
- Средняя школа. Подростковый возраст один из самых трудных. Ребята в первую очередь ставят для себя цель в достижении каких-то дополнительных социальных навыков: объединение, взращивание командного духа и так далее;
- Высшие учебные заведения. С постоянно растущим научным прогрессом возрастает и необходимость получения новых знаний в течение всей жизни. Обучение через игры – это хороший способ получить такие знания.
Взрослое поколение чаще всего с сомнением относится к такому методу, а тем более внедрением игровых технологий в обучающий процесс. Но уже после первых положительных результатов весь скептицизм отступает. Главное – это подойти к выбору обучающей геймификации с умом. Если переборщить с наградами или большим количеством игровых процессов – это только дезориентирует учащихся, они забудут про обучение сосредоточившись на игровом процессе.
Геймификация и игровое обучение в рабочем процессе
Игровое обучение – это обучающий процесс не выходящий за рамки одной игры, в то время как геймификация – это внедрение игрового метода в бытовой процесс, чтобы добиться повышения мотивации.
С помощью геймификации проходит положительное использование естественных склонностей человека к соревновательному процессу, достижению цели, работа в команде и конкуренция. С внедрением такой методики повышается производительность и достижение поставленной задачи проходит в быстрые сроки. Одним из основных инструментов техники являются – уровни. Достигая определенного уровня человек получает награду и повышает свой рейтинг.
Обычное игровое обучение отживает себя, как устаревший метод обучения, в то время как геймификация только начинает набирать обороты внедрения. Молодое поколение, как сейчас, их принято называть «зумеры» и «миллениалы», после устройства на работу ищет от рабочего процесса какой-то мотивации, чтобы желание добиваться поставленной цели было более желанным. Эти два поколения с ранних лет привыкли к видеоиграм, а в каждой такой игре на первом месте идет соревновательный процесс и получение награды за успешное достижение цели. Таким образом, вовлечение такой методики в рабочий процесс органично в него вписывается.
Положительные стороны
Элементы геймификации в образовании имеют такие положительные стороны, как:
- Пробуждают желание к творчеству;
- Способствуют повышению уровня и качества знаний;
- Создают высокую мотивирующую планку на конечный результат;
- Неудачи переносятся более в спокойной форме, чем при обычной модели обучения;
- Развиваются навыки командной работы и достижение поставленных целей сообща;
- Появляется смысл в повседневном монотонном обучении;
- Стимулируют приобретение и закрепление полезных навыков.
Все эти факторы делают обучающий процесс более психологически комфортным для ребенка. К игре должны быть максимально «открыты» все ученики и педагоги, чтобы не было явно выраженного противостояния поколений. Среди участников распределяются роли, выполняются определенные заранее правила и действия.